Будущее интеграционных объединений в международных отношениях: новые технологии, идеологии, союзы (для Конкурса им. Громыко)

Глобальный экономический кризис 2008 года добавил свои ингредиенты в брожение народных масс, что стало триггером в перекраивании не только политических блоков и экономических союзов, но и в усилении разрушительных идеологий. Из громких событий новейшей истории можно вспомнить попытки выхода Каталонии из состава Испании или Шотландии из Великобритании. Подобные истории не нашли своего успеха, но пример выхода Великобритании из Евросоюза наглядно показывает усиление роли национальных идей и приоритетов в решении глобальных проблем. Кризис 2008 года был системным, присущим рыночным отношениям и капитализму в целом (Розов, 2009).

Изучив исторический опыт и оценив сегодняшние перспективы мировой экономики, возникает вопрос: как в условиях очередного глобального экономического кризиса поведут себя политические и экономические объединения?

Когда произойдет новый экономический кризис

Последствия прошлого кризиса не были разрешены, темпы роста ВВП не восстановились к докризисному уровню (Чень, et al., 2018). Вместо решения проблемы на системном уровне, например, введения жесткого регулирования и надзора рынков, страны капиталистического центра выбрали путь количественного смягчения (Brancaccio & Fontana, 2011). Подобный выход из сложившейся ситуации аналитики обрекли проявлением нового более опасного экономического кризиса – “Everything Bubble”, когда на всех рынках и отраслях происходит стремительное накачивание пузырей (Summers, 2017).

По мнению экспертов, кризис пузырей должен был произойти в 2019-2020 году, но введенные меры по борьбе с коронавирусной инфекцией позволили отсрочить экономический коллапс. Стоит также отметить, что во время пандемии политика количественного смягчения центральными банками ведущих экономик увеличила обороты. Только за 2020 год три ЦБ напечатали $8 триллионов, столько же, сколько за предыдущие 8 лет (ProFinance, 2020). Такая денежная масса при низкой процентной ставке в среднесрочной перспективе спровоцирует рост инфляции, вплоть до гиперинфляции, если ФРС и другие ЦБ не предпримут опережающие действия (Coy, 2021). В свою очередь, это может повлечь отток капитала из рынков, массовые банкротства и безработицу. В любом случае, какие бы меры не предпринимались, глобальной экономике необходимо готовиться к новому, более сложному кризису.

Как кризис откликается в народных массах

По данным экспертов МВФ, еще прошлый экономический кризис негативно сказывается на социальном положении граждан развитых и периферийных экономик. В первую очередь, последствия отражаются на снижении рождаемости, что в перспективе вызовет дефицит рабочей силы, во-вторых, кризис усилил неравенство в доходах (Чень, et al., 2018).

Как ни странно, но в периоды экономического спада благосостояние сверхбогатых граждан в основном увеличивается, пока множество теперь уже безработных граждан растрачивают свой нажитый капитал, либо встают в очередь за пособиями.  Такой парадокс вызван несовершенством капиталистической системы (Арзыкулов, 2020). По данным агентства Oxfam, 82% добавленной стоимости, произведенной всей мировой экономикой в 2017 году, было присвоено 1% населения планеты (Oxfam, 2018).

Таким образом, у населения возникают вопросы к сложившейся несправедливой системе распределения создаваемых благ. В поисках ответа граждане обращаются к литературе, подкрепленной самыми разными идеологиями. Проведенные мною исследования в 2020 году, путем изучения трендов Google, показали, что либеральные идеи с рыночной экономикой отошли на второй план. После мирового кризиса пользователи Интернета все чаще обращались за социалистической, а также фашистской литературой (Арзыкулов, 2020).

Народ – источник власти

Такие новые веяния в народе практически моментально сказываются на внутреннюю и внешнюю политическую повестки государственными институтами. Например, в первый период посткризиса крупнейшие экономики ввели протекционистские меры: валютная война между США и Китаем, строительство стены между США и Мексикой, Брекзит, попытка выхода из ЕС Португалии, Греции и Испании, попытки национальных референдумов и т.д. Также на этом фоне к власти пришли про-правые политики. В целом, политические силы преобразились, но не были проведены ключевые структурные экономические реформы, которые позволили бы избежать новых кризисов в перспективе. В итоге поменялись лица, но не изменилась система.

Недееспособность правых сил показал кризис коронавируса COVID-19. Вместо всеобщей коллективной борьбы с общим врагом, страны и корпорации решали проблему индивидуально. Как итог, мы сегодня имеем еще более усиленный разрыв между развивающимися и развитыми странами. В то же время, на примере Китая заметна эффективность выстроенной системы, когда государство принимает решение о полной остановке экономической деятельности ради здоровья граждан. И мы видим обратную картину в развитой капиталистической стране – США, где корпорации блокируют государственные решения о полном вводе локдауна.

Такой фон, возможно, повлиял на электорат в США, который в конце прошлого года сделал ставку на левые силы в ходе президентских выборов. Показателен и пример Боливии, где после непродолжительного периода правления политиков правых взглядов, к власти вернулись социалисты.

Политические и экономические центры. Сценарии

Учитывая возможные последствия нового экономического кризиса, левая идеология станет крайне востребованной среди электората в развитых экономиках. Что касается развивающихся стран, здесь возможно усиление как социал-демократических взглядов, так и фашистских. В развивающихся странах с сильным влиянием теократических элементов, возможна новая волна революций, подобная Арабской весне.

Отдельно стоит отметить перспективную роль китайской экономики, которая сумела стремительно восстановиться после коронавирусного кризиса. Китай невозможно назвать полностью социалистической страной, так как в ней присутствуют общественные, экономические и политические отношения, соответствующие капиталистической системе. Но за счет жесткого регулирования экономических агентов и плановости, стране удалось избежать проблемных последствий мировых кризисов, а также полностью победить бедность.

Глобально можно выделить несколько сценариев формирования политических и экономических блоков.

Сценарий 1. Страны капиталистического центра и их периферия разочаруются в сложившейся экономической системе и переедут на рельсы социалистической идеологии. Тогда существующее сегодня противостояние между Западом (США) и Востоком (Китай) потеряет свой смысл.

Сценарий 2. Страны капиталистического центра все же вернутся к правым идеям с усилением фашисткой идеологии. Тогда вероятен риск распада ЕС и подобных ему политических объединений. Выходом из ситуации может быть и крупномасштабная военная операция.

Сценарий 3. Страны капиталистического центра погрузятся в бесконечные решения последствий экономического кризиса, в то время как Китай усилит свое политическое и экономическое присутствие во многих странах и блоках.

Выводы

В данном эссе была сделана попытка прогноза будущих политических процессов на основе последствий подступающего нового глобального экономического кризиса. Глобальные политические взаимоотношения невозможно рассматривать в отрыве от внутреннего экономического, социального и политического климата в каждой отдельной стране. Нынешние тренды показывают возрастающую роль фашистских и социал-коммунистических идеологий. С этими веяниями электората необходимо работать, ведь на основе них и будет создаваться внешнеполитическая повестка.

Поделитесь записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *