Как мы знаем, Трамп — это всего лишь представитель системы. Система концептуально не поменяется, однако акцент с одних процессов может сместиться на другие. И такие трансформации должно производить новое лицо, в данном случае Трамп. Как он действует, мы также знаем из его предыдущего срока правления. Поэтому можно предположить, с какими вызовами столкнется весь остальной мир из-за перестройки внутренних процессов в США.
1. Госдолг США
При Трампе (2017—2021) госдолг США вырос на 40%, с 19,9 трлн до 27,8 трлн долларов. Долг увеличился из-за налоговой реформы (в частности, снизился корпоративный налог с 35% до 21%), роста бюджетных расходов, трат на оборону и предпринятых мер для борьбы с COVID-19.
Дефицит бюджета США
При Байдене госдолг продолжил рост. Дефицит бюджета сохранял восходящий тренд, за исключением скачка в пандемийный период. За время его президентства госдолг достиг значения в 35 трлн долларов. Однако темп роста долга сократился, несмотря на осложнившиеся условия из-за мер по борьбе с инфляцией.
Разговоры о проблемах с долгом в США теперь ведутся не только на кухнях в странах постсоветского пространства, но и в самих США. Несмотря на это, Трамп планирует увеличить госрасходы, что отразится на дефиците бюджета и росте долга. Его бюджетный план предусматривает ежегодное увеличение дефицита на $4,1 трлн.
Так в чем же проблема госдолга?
- Федеральный бюджет вынужден направлять больше средств на погашение займов.
- Из-за санкционной политики долговая система потеряла доверие со стороны иностранных заемщиков, а это основные кредиторы американской системы. Доля инвестирующих государств в американские облигации сокращается.
- Доля доллара в международной торговле также замещается другими валютами, причем валютами развивающихся стран. Из-за этого «размазывать» собственную инфляцию по мировой экономике становится сложнее, вследствие чего новые смягчающие фискальные политики окажут более негативное воздействие на экономику.
Выводы:
- Идея со снижением корпоративного налога не оправдала себя. Американские рабочие оплачивают практически все государственные расходы, на них же ложится долговое бремя.
- Иностранных инвесторов пока замещают американские частные фонды. Трамп планирует привлечь к этой инициативе и криптовалютные фонды. Однако в криптовалютах всего $2,5 трлн «нарисованной» капитализации — это мелочь, но можно ожидать интересные реформы относительно долговой системы.
- Трамп продолжит политику протекционизма, при этом привлекая крупных производителей в США.
- Новый виток торговых войн против Китая. Война с Huawei покажется игровой песочницей, по сравнению с тем, что нас ожидает в ближайшей перспективе.
Чего ждать миру и Узбекистану, в частности?
- Торговые войны обычно заканчиваются реальной войной. До кого эта мысль еще не дошла, рекомендую прекратить читать Экономикс и начать глубоко погружаться в политэкономию. Будет ли открытая борьба США с Китаем или все ограничится региональными вооруженными конфликтами — вопрос для дальнейшего изучения. В любом случае Узбекистан находится в “выгодном” географическом положении, и мимо нас эти процессы вряд ли пройдут. Надеюсь, что на высшем уровне такие риски изучаются и предпринимаются соответствующие меры.
- Протекционистская политика изменит международные торговые организации. Усилится эксплуатация и удешевление труда в третьих странах. Поэтому нам наконец-то дали зеленый свет в ВТО. Ну а те страны, где одумались, присоединятся к альтернативным или создадут новые торговые организации на более выгодных для себя условиях.
2. Миграционная политика
Трамп, скорее всего, ограничит бесконтрольную выдачу гражданства и ВНЖ иностранцам. В предыдущий срок он инициировал меры по ужесточению миграционной политики и в предстоящем сроке планирует вернуться к этой работе.
Узбекистан, в свою очередь, обладает большим количеством рабочих рук. Для многих развитых стран свободные рабочие руки — это благо, а в нашем случае — бремя для правительства. Поэтому разрабатываются мероприятия по увеличению рабочих мест и экспорту рабочей силы.
В последние годы США и Европа активно продвигались как идеальное место для карьеры. Причем при поддержке отдельных блогеров и политиков рекламировались преимущества этих регионов в противопоставление условиям пребывания в России. Как результат, Узбекистан стабильно входит в топ стран по количеству заявок на гринкарту.
Популяризаторы-западники отработали прекрасно, а что на деле? В США проживает всего около 60 тысяч узбекистанцев. За 2021—2023 гг. более 13 тысяч узбекистанцев развернули на границе США — это более 20% по отношению к проживающим там соотечественникам. Если такое происходило при демократах, сложно представить, как вырастет число депортированных мигрантов при республиканцах.
Что касается Европы, то здесь все неоднозначно. Возможно, процессы в США отразятся на европейских странах, и правые силы также ужесточат миграционную политику, выбирая только квалифицированные трудовые ресурсы. Да и сейчас они предъявляют высокие требования к узбекистанцам, а взамен нас используют для депортации провинившихся афганцев.
Чего ждать Узбекистану?
- Узбекистану, как и другим развивающимся странам с высокой безработицей, необходимо увеличивать рабочие места. Безработица и низкие заработные платы — это основа для социально-политических потрясений.
- Если планируется наращивать экспорт трудовых ресурсов, необходимо рассматривать альтернативные направления и налаживать кооперацию. ЕАЭС значительно упростит миграцию узбекистанцев в Россию, где наблюдается перегрев экономики с низкой безработицей.
Резюмирую
- Торговые войны и политика протекционизма изменят международные торговые организации. Узбекистану необходимо искать выгоду от участия в существующих организациях или присоединяться к новым создаваемым соглашениям на равноправных условиях. Нам нужны емкие внешние рынки сбыта и сильные внутренние производители продукции с высокой добавленной стоимостью. Торгаши-импортеры и неэффективные приватизаторы негативно влияют на развитие местного производства.
- Узбекистану “повезло” с географическим положением. Необходимо предпринять меры для снижения рисков возможных социальных и политических кризисов. Мы — подбрюшье Китая и находимся далеко от Западного полушария. Внешним заинтересованным лицам неважно, какие силы здесь дестабилизируют ситуацию: террористы, западники или националисты. Им важно оказываемое влияние и давление на Китай.
- Узбекистану необходимо пересмотреть миграционную политику. Запад будет закрывать двери для нашего “экспорта” рабочей силы. Если в Европе придут правые силы, они могут перенять новую миграционную политику вслед за США. Важно искать новые направления миграции и наращивать текущие. Необходимо также запускать новые рабочие места в самом Узбекистане.