Одним из моих последних постов был посвящен узбекской системе высшего образования. Там же частично рассказал о проблемах в учебных заведениях среднего образования, но совсем не хотел раскрывать эту тему, так как она многогранна, и чтобы найти истинные причины происходящего, нужно подробнее изучать и рассматривать нынешнее положение дел. Но то, что произошло в колледже имени П.Ф. Боровского нужно рассмотреть немного под другим углом. Ознакомиться с открытым письмом матери пострадавшего Жасура можно тут.
Давайте попробуем порассуждать холодной головой без эмоциональных всплесков, но не судить всю систему с поиском виновных. Ведь все мы причастны к этому событию, и отчасти являемся ее причиной. История получила широкий общественный резонанс – этот момент стоит отметить отдельно. К нему чуть позже перейду, а пока давайте войдем в положение всех сторон данного события.
Сторона преподавателей
Часто вспоминаю с большой благодарностью свою школу. Была она совсем простой, на окраине Ташкента, по контингенту учащихся ее можно назвать корейской, но помимо них учились и русские, татары, узбеки, турки. Были у нас, у мальчишек, драки, разборки; и на национальной почве в том числе. Но как все это пресекала администрация нашей школы, об этом можно очень много рассказывать. Отмечу один факт – преподы вплоть до выпускного класса нас подвергали жесточайшей дисциплине. Учительница могла отлупить 15-летнего парня, поставить двойку на лбу за нарушение дисциплины и неподготовленное д/з. Родителям жаловаться на «плохую» учительницу бесполезно. Особенно моим, вдобавок можно огрести, а потом часами «выслушивать нотации». Учитель знает свое дело, всегда прав и точка!
Надеюсь, меня не читают борцы за права школьников.
Поступив в лицей, где учились выпускники «престижных» школ, ситуация резко поменялась. Для меня некоторые вещи стали настоящим откровением: можно прогуливать занятия – администрации плевать до тех пор, пока не вспомнят о тебе; если препод на тебя повышает голос – можно права качать или даже родителям пожаловаться, они же защитят свое чадо от «злой» тети.
К чему я веду. В Узбекистане когда-то учителя были в почете и ни при каких обстоятельствах с ними нельзя было пререкаться. Сейчас же многие родители считают, что их ребенок особенный и к нему должно быть соответствующее отношение. Пожаловался чадо, что препод отобрал у него на уроке дорогущий телефон, родители тут же идут с разбирательством в учебные заведения. Что мы в итоге получаем: изнеженное малолетнее существо почувствовавшее свою безнаказанность. И хорошо, если только этим выделяется ребенок. В тех же случаях, когда ученик серьезно накосячил и препод попытался наказать его, за что потом еще и выслушал от родителей ученика, последний невольно становится в перспективе опасным для общества.
Вот почему администрации учебных заведений оставляют на самотек подобные ситуации – им просто не хочется лишний раз иметь дело с эмоциональными и угрожающими родителями. В истории Жасура ни в коем случае оправдывать администрацию колледжа не пытаюсь. Но если искать первопричину, то действия родителей нашей страны потакают и поощряют такую «бесчеловечность» и «бездушность» преподавателей.
Решение: дать возможность учителям лупить (не побоюсь этого слова) нарушающих дисциплину детей, как это делается в элитных школах демократической Великобритании. Раз родителям до детей нет дела, пусть ими займутся преподы.
Сторона медиков
Из истории (напомню, ее можно прочитать тут) мы видим, что бедного парня гоняли из одной клиники в другую. Многие пользователи соц сетей и их готовы осудить по полной мере, к счастью, у них нет соответствующих юридических полномочий. Невозможно судить всю медицинскую систему по одному сообщению. Да, в ней есть серьезные проблемы, с которыми я сам часто сталкивался. Необоснованные призывы к привлечению ответственности медработников, как мне кажется, стали умозаключением некоторых граждан, принимающих решение на эмоциях.
Давайте оставаться разумными, родители в своем письме отблагодарили медсотрудников, и не призывали их к растерзанию.
А вот работники частной клиники, которые стали свидетелями драки и оказавшие первую помощь, вызывают несколько вопросов. Почему они не смогли пресечь разборки на улице средь белого дня? Почему они не вызвали скорую помощь и милицию, когда пытались оказать помощь пострадавшему?
Надеюсь, эти вопросы найдут свои ответы.
Так что же является причиной всех этих ситуаций?
На этот вопрос ответ один – общество, которое мы с вами и формируем. Каждый раз, когда вы проходите мимо лежащего на улице человека, повесив на него ярлык «бомж», «алкаш»; или когда вы не принимаете никаких мер, видя явную несправедливость на улицах (драки, унижение женщин); или когда решаете «замять» неудобное для себя дело обходными путями, тем самым доставляя новые проблемы обществу – вы вносите небольшой вклад в социальную несправедливость. Которая временами изрыгает подобными историями, где мы потом пытаемся искать виновников. Но первопричиной являемся мы сами.
Вот почему мы получаем бездействующие меры представителей различных государственных служб, у которых цель одна — красивый отчет с хорошей репутацией. Медикам важна статистика вылеченных граждан, преподавателям — доска отличников, а силовикам — отчет о раскрываемости преступлений и общественный порядок.
Где те времена, когда парни уважали девушек; когда человека оценивали по воспитанию и знаниям, а не по родословной; когда ценилась дружба и взаимопомощь; когда слабого в беде не оставляли? Неужели за 20 с лишним лет мы утратили все наши ценности? Ведь у многих молодых людей сегодня целью является хорошая посиделка с «друзьями» в кальянной, вместо того чтобы лететь после трудного дня домой, в свое семейное гнездо.
Родителям на заметку
Самому отцом пока стать не посчастливилось, но могу поделиться своими воспоминаниями из детства. Несмотря на нестабильность 90-х в нашей стране и продолжающихся финансовых проблем в семье до середины 2000-х, мои родители сумели дать мне и моему брату образование и соответствующее воспитание. Еще до школы записывали на различные кружки, секции, а по вечерам уставшая после работы мама занималась с нами. Пока родители находились на рабочем месте, они были уверены, что после школы я либо размахиваю ракеткой на корте, либо отрабатываю сальто для брейк-данса или же спарингуюсь на матах.
Спортсменом в итоге не стал, но завел новые знакомства, испытал жесткую дисциплину и знал куда тратить свою энергию. А вот некоторые мои знакомые из секций, кто мог бы в будущем стать опасным для общества, стали в итоге известными спортсменами. Тренера выбивали всю дурь и направляли энергию на достижение благих результатов.
Хотел бы отметить
В начале поста обещал вернуться к теме общественного резонанса. Так вот, эта история уникальна тем, что смогла создать в обществе хоть какие-то подвижки. И заметьте, это не новость о вновь повышенных ценах на авто или ввод камер на перекрестках. Это самое настоящее дело, которое еще бы года 2 назад пытались «замять» по-тихому. В самом же деле, подобные события имели место и в прошлом, но практически не оглашались, лишь по сарафанному радио или очередными семинарами с представителями правоохранительных органов в целях профилактики.
Вспомните историю пятилетней давности о парне на скутере, который задавил девочку на катамаране в Чарваке. Тоже было много разговоров в социальных сетях, но мер никаких предпринято не было: скутеры до сих пор катаются вблизи пляжей.
Здесь же мы видим проявление общественного мнения подкрепленного действиями. А ведь это одна из основ построения гражданского общества, к которому мы так сильно стремимся.
P.S.
Выражаю соболезнования семье пострадавшего Жасура. Надеюсь, родители оправятся после такой потери. Также надеюсь, что государственные структуры примут всевозможные меры, чтобы определить виновников, в том числе их родителей, и призовут к ответственности. И еще выражаю надежду, что наконец-то начнутся реформы в системе образования, как высшего, так и среднего. Нужно возвращать обществу такие понятия, как дружба, взаимопомощь, семья и прививать их с детского сада.
Не будьте равнодушными, помогайте слабым!